Глава 10

Разработка бизнес-плана Интернет-компании

В современных условиях поток информации, обрушивающийся на лиц, принимающих решения по ключевым вопросам работы предприятий, заставляет их предъявлять определенные требования к предложениям и планам, исходящим как от их подчиненных, так и из внешних источников.

Для предложений, касающихся инвестиционных решений внутри компании, создания новых инвестиционных проектов, вопросов получения кредитов и займов, такие требования обычно предусматривают необходимость составления бизнес-плана.

Интернет-бизнес, как правило, плохо знаком потенциальным инвесторам. Поэтому инвестиционные проекты в этой области должны быть подготовлены и представлены весьма тщательно. Продуманный и качественно выполненный бизнес-план может помочь в привлечении финансирования и воплощении в жизнь идей, связанных с созданием Интернет-компаний или сетевых представительств компаний, работающих в традиционном бизнесе.

 

10.1. Цели бизнес-планирования

Часто бизнес-планирование ассоциируют с процедурой получения финансирования под какой-либо инвестиционный проект. Действительно, для этой цели бизнес-план необходим, но привлечением финансирования назначение бизнес-планирования далеко не исчерпывается.

 

10.1.1. Бизнес-планирование для внутренних целей компании

Бизнес-план является удобным инструментом планирования деятельности компании. Будучи в значительной мере стандартизованным документом, он хорошо подходит для сравнения различных вариантов развития и направлений инвестирования свободных средств компании.

Особое преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе. В рамках бизнес-плана финансовые, маркетинговые или организационные аспекты деятельности компании не рассматриваются изолированно. Все стороны бизнеса анализируются в комплексе, что позволяет реально оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений.

При составлении бизнес-плана для принятия решений внутри компании необходимо учитывать ряд особенностей:

  •  руководители компании, которые будут принимать решения по данному бизнес-плану, хорошо знакомы с деятельностью компании, ее сильными и слабыми сторонами, особенностями отрасли и т. п. Поэтому разделы, содержащие вводную информацию, могут быть сильно сокращены;

  •  время на подготовку бизнес-плана, разрабатываемого для внутренних целей, как правило, сильно ограничено. Поэтому в таких бизнес-планах можно сосредоточиться в основном на количественной (расчетной) информации, касающейся маркетинговых и финансовых показателей, особенно, если подобные бизнес-планы уже представлялись ранее лицам, принимающим решения;

  •  в некоторых случаях внутреннее бизнес-планирование может вестись в непрерывном (потоковом) режиме. Такое возможно, когда все ключевые расчеты по бизнес-плану осуществляются при помощи компьютера (например, с использованием электронных таблиц или в специальных программах для бизнес-планирования), а информация о рынке и иных параметрах окружающей среды (ценах поставщиков, ценах на рекламу, транспорт и т. п.) поступает ежедневно. В этом случае изменение входящей информации для бизнес-планирования немедленно сказывается на результатах расчета и, соответственно, выводах о перспективности тех или иных направлений деятельности, экономической эффективности рекламных кампаний и т. п. Потоковое бизнес-планирование для Интернет-компаний весьма эффективно, поскольку для них проще обеспечивать непрерывный поток данных об изменениях окружающей среды, собирать данные о реакции аудитории на рекламные акции, вести непрерывные (панельные) маркетинговые исследования поведения потребителей и конкурентов;

  •  внутренние бизнес-планы могут использоваться для анализа "план-факт". Бизнес-планы прошлых периодов при сопоставлении их с фактическими результатами позволяют компании сделать выводы о том, какие стратегии были наиболее эффективными. Кроме того, сравнение различных параметров бизнес-плана с фактическими результатами позволяет компании выявить сильные и слабые элементы в своей структуре (от подразделений до конкретных исполнителей).

 

10.1.2. Привлечение финансирования

Привлечение финансирования традиционно считается основной функцией бизнес-планирования.

При использовании для внутренних целей компании бизнес-план является документом, направленным исключительно на взвешенную оценку перспектив рассматриваемого направления инвестирования.

При составлении бизнес-плана для привлечения внешних инвестиций или получения кредита ситуация несколько меняется. В этом случае бизнес-план становится не только инструментом планирования, но и рекламным инструментом, направленным на то, чтобы убедить потенциального инвестора или заимодавца в привлекательности и надежности бизнеса, для развития которого составители бизнес-плана хотят получить финансирование.

С одной стороны, составитель бизнес-плана должен стремиться к его реальности, поскольку в случае получения финансирования инвестор будет спрашивать с него результаты в соответствии с бизнес-планом. С другой стороны, стремление получить финансирование заставляет составителя бизнес-плана акцентировать внимание потенциальных инвесторов или заимодавцев на сильных сторонах предлагаемого бизнеса и обходить его недостатки. Составителю бизнес-плана необходимо найти разумный компромисс между стремлением к объективности бизнес-плана и желанием представить предлагаемый проект в наиболее выгодном свете.

Разрабатывая бизнес-план для привлечения финансирования, необходимо иметь в виду следующие особенности:

  •  бизнес-план — конфиденциальный документ. Он содержит информацию о планах компании, маркетинговые идеи, результаты маркетинговых исследований (которые, как правило, получены не бесплатно), описания технологий, информацию о финансовом состоянии компании и другие сведения, разглашение которых может отрицательно сказаться на ее деятельности. В связи с этим необходимо помнить, что бизнес-план следует предоставлять лишь ограниченному кругу лиц. При этом, если бизнес-план содержит действительно новые и перспективные идеи или особенно важную информацию о компании, необходимо подписать с потенциальным инвестором соглашение о неразглашении информации;

  •  бизнес-план не должен рассылаться большому количеству потенциальных источников финансирования. Как правило, выбирается не более десяти возможных источников, с которыми проводится параллельная работа. Не стоит дожидаться решения одного источника и только потом обращаться к другому и т. д., поскольку при таком подходе получение финансирования может растянуться на неопределенное время;

  •  при выборе круга потенциальных инвесторов или заимодавцев, которым будет направлен для ознакомления бизнес-план, необходимо учитывать особенности каждого из них. Например, многие банки работают только с компаниями, расположенными в определенном регионе или работающими в конкретной отрасли бизнеса. Кроме того, весьма важно, чтобы бизнес-план попал на рассмотрение к наиболее компетентному сотруднику потенциального источника финансирования;

  •  Интернет-компании при поиске финансирования часто сталкиваются с незнанием потенциальными инвесторами интернет-рынка и особенностей Интернет-бизнеса. Во многих случаях инвесторы не воспринимают серьезно все, что относится к Интернету. В такой ситуации вводная часть бизнес-плана должна быть написана особенно доходчиво и подробно. Кроме того, имеет смысл провести ряд предварительных переговоров, в которых необходимо убедить потенциального инвестора в том, что Интернет-бизнес привлекателен для вложения средств (привести примеры успешных Интернет-проектов с конкретными показателями их оборотов и прибылей).

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика