10.6. Продукция, товары, услуги

Создатели бизнес-плана, как правило, гораздо лучше разбираются в рассматриваемой отрасли бизнеса, чем инвестор. Особенно это заметно в Интернет-бизнесе. Поэтому все особенности и, главное, преимущества товаров и услуг компании должны быть описаны в простой и понятной форме.

 

10.6.1. Описание товаров и услуг

Если компания производит и реализует продукцию или продает товары, необходимо составить описание, содержащее следующую информацию:

  •  назначение продукции (товара); 

  •  технические характеристики;

  •  внешний вид (с приложением фотографии);

  •  цена (для товара — закупочная цена и цена реализации).

Если планируется оказание услуг, то необходимо указать следующие характеристики:

  •  назначение;

  •  описание услуги и процесса ее предоставления;

  •  цена.

Если ассортимент продукции, товаров и услуг слишком широк для представления в бизнес-плане всех его составляющих, необходимо описать группы товаров с конкретными примерами.

 

10.6.2. Сайт компании и сервис

В отличие от обычных компаний, где клиент может купить товар в торговом зале или обратиться за услугой в офис предприятия, Интернет-компании принимают заказы на своих сайтах и доставляют товары клиенту по указанному им адресу. Услуги клиенту, как правило, оказываются непосредственно на сайте компании.

Эта особенность Интернет-бизнеса делает необходимым подробное описание в бизнес-плане сервиса, связанного с обслуживанием покупателей. Необходимость подробного описания сервиса важна еще и потому, что основные конкурентные преимущества Интернет-компании могут быть связаны не столько с продукцией или товаром (особенно для торговых компаний, продающих типовые товары, которые есть и в магазинах конкурентов), сколько с качеством сервиса, сопровождающего процесс покупки.

В связи с этим в данном разделе бизнес-плана необходимо отразить следующую информацию:

  •  внешний вид сайта (главная страница, каталог товаров и услуг, другие ключевые страницы);

  •  описание преимуществ системы навигации по сайту, системы поиска и других инструментов, помогающих клиенту найти и выбрать товар;

  •  описание системы оформления и исполнения заказа;

  •  информация о системах оплаты (банковским переводом, при помощи платежных систем и т. п.);

  •  подробное описание системы доставки товаров. Доставка является очень важной частью деятельности Интернет-компании. В бизнес-плане необходимо описать способы доставки (курьером, почтой и т. п.), сроки доставки каждым из способов, цену доставки для клиента. Необходимо сравнить эти параметры с аналогичными параметрами конкурентов;

  •  условия и сроки возврата товаров, по которым у пользователя имеются обоснованные претензии;

  •  предпродажное и послепродажное обслуживание; 

  •  гарантийные сроки и ремонт.

 

10.6.3. Возможности использования, преимущества и привлекательность

Помимо точного описания продукции, товаров, услуг и сервиса необходимо отдельно остановиться на возможностях использования товаров и услуг и на их привлекательных сторонах. Это позволяет сконцентрировать внимание инвестора на уникальных свойствах товара или услуги и раскрыть перед ним их потенциал.

Для Интернет-компании преимущества и привлекательность могут быть связаны как с самим товаром или услугой, так и с сервисом, сопровождающим процесс покупки.

Ниже приведено несколько примеров, иллюстрирующих области, в которых товары, услуги и сервис могут обладать уникальными свойствами и преимуществами:

  •  функциональные преимущества товара (услуги). Товар может обладать свойствами, позволяющими решать какие-либо задачи быстрее, эффективнее или с большим комфортом, чем при использовании других товаров этого типа;

  •  внешний вид (дизайн) товара. Не секрет, что иногда для пользователя внешний вид товара играет более значимую роль, чем его эксплуатационные характеристики;

  •  имидж товара и его производителя;

  •  уровень комфорта потребителя при совершении покупки (удобство систем оформления и оплаты заказа, скорость и качество доставки и т. п.);

  •  цена товара (услуги). Если при использовании уникального оборудования или технологии, защищенной патентом или лицензионным договором, у компании появляется возможность обеспечить более низкую себестоимость, чем у конкурентов, компания может позволить себе вести жесткую ценовую конкурентную борьбу;

  •  товар может быть многоцелевым. В этом случае пользователь получит возможность использовать его более широко, чем товары конкурентов.

 

10.6.4. Уникальность, лицензии, патенты, ноу-хау

Высокие прибыли компании обычно связаны с тем, что она применяет некий подход, отличающийся от подходов конкурентов в лучшую сторону. Как правило, компании, обладающие таким подходом (это может быть уникальная технология, программное обеспечение, эксклюзивный договор с производителем продукции и др.), стремятся защитить себя от копирования данного подхода конкурентами.

Для этого они защищают свои технологии патентами, заключают исключительные лицензионные договоры на использование технологий с их разработчиками, стремятся к заключению эксклюзивных договоров с поставщиками и партнерами и т. п.

Если компания обладает патентами, лицензиями и ноу-хау (совокупностью теоретических знаний и практических навыков, позволяющих реализовать данную технологию), необходимо отразить это в бизнес-плане.

Во многих случаях наличие уникальных прав компании является ключом к успеху всего ее бизнеса. Естественно, инвестора интересуют такие возможности.

В бизнес-плане не нужно подробно раскрывать саму применяемую технологию. Стоит остановиться на возможностях и преимуществах, которые компания может получить с ее помощью.

Не следует завышать или переоценивать такие преимущества и возможности, поскольку это может выглядеть, как попытка ввести инвестора в заблуждение.

 

10.6.5. Развитие и совершенствование

Товары и услуги имеют жизненный цикл. Подробно об этом говорилось в гл. 5. Если компания планирует работать в течение длительного времени, она должна быть готова к тому, что без совершенствования существующих и создания новых товаров и услуг она не сможет вести успешную конкурентную борьбу.

Инвестор, рассматривающий бизнес-план, должен видеть, что его разработчики четко представляют себе пути развития и совершенствования существующих товаров и услуг.

В данном разделе необходимо перечислить предпринимавшиеся ранее, осуществляемые сейчас и планируемые действия, направленные на совершенствование товаров и услуг компании. В производственном и финансовом плане должны быть отражены затраты на развитие, а в данном разделе необходимо указать сами направления, например:

  •  совершенствование дизайна товара;

  •  улучшение конкретных технических характеристик;

  •  разработка новой продукции;

  •  модернизация продукции под потребности целевого сегмента рынка;

  •  совершенствование применяемой технологии обслуживания клиентов с целью снижения себестоимости этого процесса;

  •  разработка новой, более удобной упаковки.

Целесообразно указать не только направления развития и совершенствования продукции (услуг, сервиса), но и конкретные сроки, в которые планируется выводить на рынок новые виды продукции, вносить изменения в дизайн, упаковку и т. п.

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика